СИМОНОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
педагог-психолог

Поиск

Вход на сайт


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои разработки » Статьи, выступления

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ ККО
05.03.2015, 07:06

Учебная деятельность является ведущей деятельностью младшего школьника, она определяет уровень его психического развития, а также становление личности в целом. Вопросы формирования учебной деятельности становятся еще более актуальными, когда речь идет о детях, испытывающих определенные трудности. Эти школьники отличаются рядом особенностей, которые негативно сказываются на становлении учебной деятельности. И в первую очередь на проблемы в учебе влияют недостаточное развитие  познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление) у данных детей. Поэтому все те, кто занимается с детьми данной категории, обязательно стараются помочь ребятам преодолеть проблемы в обучении, исключая главные помехи.

Вы уже видели, какие методы и приемы для работы над этой проблемой на уроках используют учителя ККО, узнали о том как работает над развитием этих процессов  у младших школьников  логопед. Для психолога работа с детьми по ликвидации, коррекции у них пробелов в этой области, является одной из главнейших задач. Для того, чтобы узнать какие именно познавательные функции необходимо развивать у детей ККО,  провожу тестирование, по результатам которого  определяю, что необходимо для данного ребенка и подбираю соответствующие их возрасту, особенностям развивающие игры, упражнение о которых я сейчас вам расскажу и покажу.

У многих из детей данной группы наблюдаются трудности в восприятии пространства, времени. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность знаний ребенка б окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информации. Возникают затруднения в построении целостного образа и выделении фигуры на фоне. Целостный образ из отдельных предметов формируется замедленно. Например, если нормально развивающемуся ребенку показать на экране три беспорядочно расположенные точки, он сразу же непроизвольно воспримет их как вершины воображаемого треугольника. У многих детей из классов КРО формирование подобного единого образа требует большего времени. Эти недостатки восприятия обычно приводят к тому, что ребенок не все замечает в окружающем мире, не видит многое при демонстрации учителем наглядных пособий, картин. (особенно - дети  с ЗПР). Дети плохо ориентируются в пространстве: восприятии направления (вверх, вниз, над, под, за, перед и т.д. (дети 1 – 2 - го классов)), понятий «правый», «левый»,  что затрудняет обучение чтению и письму):

1. «Разноцветные точки»

 Для выполнения упражнения используется рабочая карточка, представляющая собой лист плотной бумаги, на котором ,строчками наклеены выбитые из цветной бумаги "точки". Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Ребенок должен называть точки по порядку, считать их в том направлении, которое задаст ведущий: слева — направо, справа — налево, сверху — вниз, снизу— верх. Ведущий активно руководит работой, следит за тем, чтобы: — ребенок правильно начал чтение, т.е. за тем, какая точка названа первой; — заданное направление сохранилось во время чтения; — соблюдалась последовательность произнесения точек на строке.

2. На пространственные отношения (на, под, над, за и т.д.) – бочка с ящиком (картинка)и т.п.; карточки, которые используются также для развития понятийного мышления, предметы, которые находятся под рукой а также «сами» дети. Например, положи книгу на парту…, встань с левой стороны стула, где у Машы левая рука и т.д.

3. С закрытыми глазами, стоя у стены вырабатывается координация движения, где дети выполняют задания психолога.

4. Пространственный диктант.

5. Для детей плохо ориентирующихся во времени, в частности: времени года, времени суток и т.п. использую наглядный материал в виде соответствующих картинок (время расстояния, показать), которые обсуждаются, делаются определенные выводы, отличия.

6. Разрезанные открытки (мозаика - пазлы).

7. Дорисовывание предмета, игра «Что это?» (контурное изображение каких – либо предметов  или только какие – то детали от них, а они должны узнать, что это за предметы) (используется и для развития наглядно – образного мышления)

8. Лабиринты (от простых к сложным)

9. Копирование точек. 

10. Упражнения на развитие скорости и точности восприятия – 100 клеточные таблицы. которые очень хорошо использовать и для развития внимания.

11. «Что изображено на картине» (незнакомая картина закрывается листом бумаги вдвое больше картины, в нем вырезается дырочка и  этот лист водится бумаги по картине)

12. сколько треугольников, треугольников и т.д. ты можешь насчитать?

Следующий познавательный процесс – это внимание. Недостаток развития таких свойств внимания как концентрация (способность работать не отвлекаясь), распределение (способность одновременно выполнять две или более деятельности), переключение (легкость перехода от одной деятельности к другой), объем внимания (количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью), приводит к большим проблемам в обучении учащихся. В начальной школе происходит развитие произвольного внимания (требует определенных волевых усилий), у детей данных классов оно развито слабо. Произвольное внимание связанно с развитием ответственного отношения к учению. К сожалению многие дети этих классов предпочитают играть, и внимательно работают только с тем материалом, который вызывает у них интерес. У многих слабые мотивы учения. Объем внимания у детей маленький, распределение внимания слабое, также как и концентрация, внимание очень неустойчиво.. Все показатели внимания у детей резко ухудшаются при утомлении., быстрый темп деятельности делает медлительных детей невнимательными. Внимание также зависит от эмоциональных и личностных (лень, медлительность, слабая врабатываемость, повышенная возбудимость цнс) особенностей данных детей, от уровня тревоги.

Для развития и коррекции основных свойств внимания я применяю на своих уроках следующие упражнения и игры:

1. Тренировка объема внимания в сочетании с кратковременной памятью (выкладывание мелких предметов на столе, на которые ребенок смотрит в течении нескольких секунд, затем предметы закрываются и ребенок перечисляет что запомнил. Можно менять местами или убирать некоторые предметы. Необходимо многократное повторение.

2. Концентрация и устойчивость внимания

На старых книжках или газетах в течение 5 минут ребенок должен зачеркивать какую-либо букву, например «О».- Начинать надо с гласных. Сколько строк ребенок просмотрит — неважно. Главное — не пропустить нужную букву. Для этого задания можно на уроке отводить 5 минут в течение 24 месяцев. Если после 4, месяцев у ребенка не улучшилось внимание, то работу надо заканчивать. У

Упражнение 3.  тренировка переключения и распределения внимания. Ребенку предлагается в печатном тексте зачеркивать одну букву вертикальной чертой, другую — горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с подчеркиванием другой. Со временем задание можно усложнять. Например, одну букву зачеркивать, другую — подчеркивать, третью — обводить кружком. Корректурная проба в виде различных фигур для 1 – 2 классов.

Время проведения занятий — !5 минут. Материалом может служить любой текст с хорошим шрифтом.

Упражнение 4.

Цель: тренировка распределения внимания.

Необходимы ежедневные l5-минутные занятия с ребенком в течение полугода. На старых книжках или газетах ребенок должен в течение l5 минут зачеркивать одну букву, например, С и в это время слушать пластинку с детской сказкой или чтение взрослого. Ребенку дается установка: быть внимательным, стараться не пропустить в тексте нужную букву и понять смысл прослушанной сказки или рассказа. По окончания работы проверяется, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании и попросить рассказать, что он услышал и понял из сказки.

Обычно подобные занятия через полгода положительно сказываются на успеваемости ребенка.

Упражнение 5. Счет времени про себя

Упражнение 6. Таблицы Шульте

Упражнение 7. Кто сегодня именинник?   произвольность внимания

Упр. 8. Лабиринты, нахождение сходств и различий, перепутанные линии (показать книжки и распечатки)

Упражнение 9. «Пуговицы»  (произвольность внимания)

10. Рисование последовательностей фигурок

11. Переписывание строчек с буквами (кто пропускает буквы и т.п.)

12. Домино – развитие концентрации, распределения, мышление, а также – сплочение ребят, взаимоотношение.

13. Игра «съедобное, несъедобное»

14. Игра «Да и нет не говорить, желтый и синий не носить».

15. Игра «Печатная машинка» (называется любое слово и его необходимо отпечатать)

16. Называется вслух слово по звукам, необходимо звуки соединить и сказать слово. (показать)

17. «Пальцы». Участники удобно располагаются на стульях. Переплетают пальцы, оставляя большой палец свободным и по команде «Начали» медленно вращают большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. По команде «стоп» прекращают движение.

18. «Отдых с пользой» (игровая пауза):

Цветные карандаши:

Как–то раз мне подарили

Коробок карандашей:

Можно все раскрасить ими

Всех, от пяток до ушей.

Белый, розовый, зеленый

Желтый, красный, синий, черный,

Серый и небесно – голубой …

Детям раздаются карточки разных цветов. Дается словесная инструкция: «Посмотрите, какого цвета карточка вам досталась. А теперь послушайте стишок. Каждый, услышав свой цвет, хлопает в ладоши один раз. Вот так (показать)».

19. Развитие слухового внимания Дети сначала слушают стишок, а затем выполняют задание:

Чудеса творятся в мире!

Я заснул в своей квартире

И увидел вдруг в оконце

Полумесяц-полусолнце...

На столе, возле кровати,

Где лежала полускатерть,

 Громоздились в беспорядке

Все мои полутетрадки,

Полукнижки, полуручки

И другие полуштучки...

 Разом прыгнули в окошко

Полумышки-полукошки;

 Полульвы и полутигры

Заиграли в полуигры,

Похватали понарошку

Полувилки-полуложки,

И ныряли эти звери

В полуокна-полудвери.

 Навострили полуушки

Все мои полуигрушки. (какие слова были с полу?)

 

Упражнение 20.

КАК ДО НЕБЕС ДОБРАТЬСЯ (развитие координации движений,

слуховой памяти)

Подобные упражнения (стишки с движениями) легко придумать, стоит полистать сборник детских стихотворений.

Взята за основу какой-то стишок из старых «Веселых картинок», переделать его немного.

Инструкция для первого прочтения: Слушайте внимательно, повторяйте за мной лова и движения!

Что нужно сделать, братцы,(1)

Чтоб до небес добраться? (2)

За стол сначала надо сесть, (3)

Тарелку вкусной каши съесть, (4)

Потом в зеленый лес пойти, (5)

Большое дерево найти (6)

И вверх по крепким сучьям (7)

Взобраться к белым тучам. (8)

И вот уже — нас не достать! (9)

Мы можем солнышко поймать, (10)

 Едва на облаке вздремнуть  (11)

И вот — пора в обратный путь! .. (12)

Помашем солнышку рукой. (13)

Ну, а теперь — летим домой! (14)

Движения под строчки:

(1): Пожимаем плечами, разводим руками.

(2): Смотрим вверх, рука «к козырьку».

(3): Садимся за стол, складываем руки.

(4): Изображаем, как будто «едим».

(5):. Встаем, топаем

(6): Руки поднимаем вверх, «тянемся».

(7)цепляемся за веточки выше, выше.

 (8): Изображаем руками, как «лезем»:

(9): Разводим руки в стороны.

(10): «Ловим» круглый предмет, изображаем руками форму.

(11): Складываем ладошки под щеку, закрываем глаза.

(12): «Смотрим на часы».

 (13): Машем ладошкой.

(14): Изображаем, как «летим», садимся

Упражнение 21.

Читается любое стихотворение, где в конце каждой строчки дети или хлопают или выполняют другие движения:

Например: Мы сидим на полке

И глядим в окошко.

Вскачь несутся елки

На высоких ножках.

Упражнение 22. Собирание различных геометрических, цветных фигур.

Упражнение 23. Складывание фигур из спичек (один складывает, другой смотрит и запоминает и выкладывает у себя такой же рисунок).

Упражнение 24. Игра «Четыре стихии» (земля, воздух, вода, огонь).

Упражнение 25. «От чего шум?» (одни ребенок стучит любым предметом, а другой отгадывает чем).

Упражнение 26. «Кто внимательный и наблюдательный»

Необходимо запомнить одежду, позы играющих, выйти за дверь, оставшиеся делают какие – либо изменения, а ведущий должен зайти и вернуть все в исходное положение.

У всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на успеваемости.

Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти (непреднамеренная) у детей КРОих низкая познавательная активность. Развитие непроизвольной памяти не прекращается в младшем школьном возрасте. Но по мере взросления на передний план выступает произвольная память. Без ее достаточного уровня развития невозможно полноценное обучение, т.к. бучение опирается преимущественно на эту форму памяти. Для таких детей особенно важен наглядный материал, т.к. он усваивается лучше вербального, т.к. у них преобладает наглядная память над словесной. Но главный упор на этот вид памяти делать не целесообразно, т.к. иначе затормозится развитие вербальной памяти (словесной). Рекомендуется при ознакомлении детей с новым материалом широко применять наглядные средства, а при закреплении постепенно переходить к словесным материалам.

В зависимости от характера запоминаемого материала память делят на зрительную, слуховую, моторную (движения) и логическую. Нарушения этих видов памяти приводят к проблемам в работе по образцу (зрительно-моторная),в словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисованием под диктовку (вербально моторная); запоминание последовательностей слов объединенных в смысловые группировки, действий в сюжетных картинках (логическая память). Когда я приступаю к коррекционной работе над эти процессом, то учитываю два момента – 1. В начальной школе у детей лучше развит объем механической памяти , т.к. они не умеют дифференцировать задачи запоминания их необходимо учить этому. И ее объем во многом обусловлен генетически и нецелесообразно строить работу на принципах механического запоминания, необходимо развивать другие виды памяти, а также способы и приемы логического, опосредованного запоминания. Процессы памяти тесно связаны с особенностями внимания и интересами ребенка.

В коррекционной работе я использую следующие упражнения и игры:

Упражнение 1. Развитие логической памяти

Предлагается набор из 25 – 30 пар, не связанных между собой слов. Следует связать между собой образы и наиболее ярко представить себе эту картину.

Упражнение 2. Запомнить имена (на что похожи эти имена)

Упражнения 3. Постараться без ошибок и побыстрее сосчитать сначала большие буквы, а затем маленькие. Результат запомнить. Сколько маленьких, сколько больших, были на рисунке необычные буквы, какие и т.д. (показать)

Упражнение 4.  «Мысленные образы и эмоции» «»

 

"Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой закройте ,лаза и представьте себе соответствующую картинку».(Для зрительной памяти текст читать не нужно, дети сами его прочитать должны про себя)

Лев, нападающий на антилопу.

собака, виляющая хвостом.

 Муха в вашем супе.

Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.

Молния в темноте.

Пятно на вашей любимой рубашке или юбке.

Капли, сверкающие на солнце. Крик ужаса в ночи.

Друг, ворующий вашу любимую игрушку.

 

«Теперь возьмите листок бумаги и попробуйте вспомнить и записать названные фразы».

 

Упражнение 5. Фигуры (тренировка зрительной памяти)

Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его на 1-2 сек, показывает своему товарищу полученную 'фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается «сосчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек сфотографированную" фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для запоминания еще и цвет. Переходить к следующему упражнению можно в случае, если ребенок свободно удерживает в воображении не менее 10 спичек.

 

 

Упражнение  6. "Осознание словесного материала (используется как для тренировки зрительной памяти, так и слуховой)

Цель этого упражнения — заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: "Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п. Например, зубная паста на ид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым ; сладким одновременно".

Бумага Гнездо Кот Колесо Палка Шерсть Телега Волосы Роза Платок Сапог Палец Лимонад Слон

В качестве тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе «только в уме».

 

Упражнение 7. Запоминание стихов: дети читают первую строку, закрывают глаза и представляют себе содержание этой строки в уме, затем переходят к следующей строчке и т.д.

Упражнение 8. Составь слова и образуй из них предложение или не задумываясь придумай предложение (показать карточки) (активизирует деятельность мозга, что влияет на память и быстроту мышления) (показать)

Упражнение 9. Тренировка кратковременной и долговременной памяти – запомнить разноцветные фигурки нарисованные на бумаге или другие образы и воспроизвести их по памяти сразу или через некоторое время. (показать )

Упражнение 10. Каждый раз писать другой рукой, прыгать на другой ноге, читать справа на лево помогая при этом левой рукой и т.д.

Упражнение 11.  В быстром темпе маршируйте на месте. Каждый раз, когда ваше левое колено поднимается, дотрагивайтесь до него правой рукой. И наоборот. Движения должны быть настолько энергичными, чтобы взмах руки был выше головы в тот момент, когда колено опускается. Такая тренировка улучшит координацию движений и заставит работать дотоле заблокированные участки мозга.

Упражнение 12. Методика запоминание 10 слов и картинок как для кратковременной, так и для долговременной.

Упражнение 13. Пиктограммы

Дружба, темная ночь, теплый вечер, богатство скорость, веселый праздник, глухая старуха и т.д.

Упражнение 14. Рисуем путь от дома до школы с какими – то предметами, а затем расставляем нарисованные слова, а затем на следующем занятии или в конце этого вспоминаем слова заново (чередуем с расстановкой предметов мысленно) 

                     Упражнение 15.. Игра "Кто больше запомнит".

Участники игры сидят в кругу. Первый участник называет любое слово: Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов, то есть обладает самой выдающейся памятью. Игру можно

начинать несколько раз.

 

Значительное отставание и своеобразие обнаруживаются в развитии у детей мыслительной деятельности (мышления.) Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Для этих школьников характерны неумение организовывать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля. Выполнение задания, как правило, осложняется еще и тем, что дети плохо читают, не могут вникнуть в смысл прочитанного. Серьезные проблемы возникают при изучении математики. Содержание учебного материала, темп обучения, как правило, оказываются непосильными для детей.

Ребенку легче выполнить действие по инструкции, чем дать вербальный ответ о проделанном. У детей классов КРО отсутствует потребность в самопроверке, связанной с выполняемой работой У ребенка быстро угасает непосредственный интерес к заданию, он не проявляет достаточной активности в работе, не стремится улучшить свой результат, преодолеть возникающие трудности. К допущенным ошибкам дети относятся более или менее безразлично, часто не замечают их, не проявляют активного желания понять их причину.

Упражнение 1. Наглядно – образное мышление.

Включение детей в разнообразные сюжетно – ролевые игры, часто дети сами придумывают сюжет и самостоятельно его воплощают, хотя часто требуется помощь взрослого. Эти игры можно проводить используя различные геометрические, разноцветные фигуры из которых ребята составляют картины на полу и совместно составляют сказки по ним.

Упражнение 2. Собирание пазлов (дети могут сами разрезать картинки и потом собирать их, или рисуют что – то, затем разрезают свой рисунок  и собирают его)

Упражнение 3.  «Дополни до…» дорисовать до образа догадаться что нарисовано

Упражнение 4. Неоценимую помощь в развитии логического мышления оказывают

а) «Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех (для этого упражнении удобно использовать карточки лото, методика «Исключение лишнего»);

б) придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащение его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию. На это же направлена игра «Говори наоборот», в которой взрослый говорит какое-либо слово и просит ребенка тоже назвать слово, но только с обратным смыслом, например: большой — маленький. Можно предложить детям следующие пары слов: толстый - тонкий, черный — белый, горячий- холодный, пустой — полный, легкий — тяжелый, чистый-, грязный, огонь — вода, трус — храбрец и др. Можно подбирать самые разные пары слов, ориентируясь на опыт ребенка;

Упражнение 5. Различные загадки, логические задачи (показать)

Упражнение 6. Развитие понятийного мышления (показать)

Упражнение 7. Развитие операция обобщения, классификации, сравнения – карточки с заданиями  (показать)

Упражнение 8. Развитие операция анализа и синтеза (мысленное объединение) - карточки (показать)

Упражнение 9. Способ применения предмета (называется какой – либо хорошо известный предмет, например «ручка». Надо назвать как можно больше различных способов его применения).

Упражнение 10.  Игры со спичками: составить два равных  треугольника из пяти палочек. Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата и т.д. (показать)

 

Упражнение 11. Одним разрезом (сделав один надрез, фигурку можно превратить в квадрат)   (показать)

Упражнение 12.  Лабиринты (способствуют развитию наглядно – образного мышления)  (показать)

Упражнение 13. Игра «Ключ к неизвестному» (детям предлагается отгадать, что спрятал в руке ведущий, задавая вопросы)

Упражнение 14. Умышлено сделать ошибки в любом тексте (текст подбирается для детей соответствующего их возрасту , для 1-х классов – возможен рассказ с ошибками). Ребята должны найти ошибки и исправить их.

Упражнение 15. «Перечень возможных причин» (Почему Саша опоздал?)

Развитие моторной ловкости. Существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического развития ребенка.

Упражнение 1. Игра «Трудные виражи». Рисуются дорожки разной формы, в одном конце которых – машина, а в другом – дом. Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек.

Упражнение 2. Собирание мелкого мусора.

Упражнение 3. Вырезание различных деталей мелких.

Упражнение 4. Штриховка

Упражнение 5. Фигурки из пальцев (тень из них) (помощь в развитии речи)

Например, Бабушка очки надела и внучонка разглядела.

Пальчики перебираем и цепочку получаем.

У лошадки вьется грива, бьет копытами игриво

Пальчики – головка, крылышки - ладошка

Категория: Статьи, выступления | Добавил: Натуся1980
Просмотров: 292 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar