СИМОНОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
педагог-психолог

Поиск

Вход на сайт


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои разработки » Семинары - практикумы

"Конфликт и пути его решения"
15.03.2018, 07:06

Семинар – практикум для педагогов

«Конфликт и пути его решения»

 

«Кто не  отвечает гневом на гнев, спасает обоих — и себя, и другого»?

 

Цель: формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи:

1. Развить представление о сущности конфликтов, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни;

2. Способствовать овладению знаниями и навыками, необходимыми для эффективного разрешения проблем межличностного взаимодействия;

3. Формировать навыки выбора стратегий разрешения межличностных конфликтов.

Оборудование: мешочек с карточками, мультфильм «Фигури и Форми»,

  1. Упражнение «Мешочек, скажи какая я?»

Цель: вхождение в атмосферу группы.

Каждый участник вытягивает карточку из мешочка спрашивая его при этом «Скажи, какая я?»

  1. Мультфильм «Фигури и Форми»

О чем этот мультфильм?

  1. Что такое конфликт? (слайд) – ответы учителей

Почему эпиграфом  является древнеиндийское выражение: «Кто не  отвечает гневом на гнев, спасает обоих — и себя, и другого»? Гнев всегда вызывает у нас отрицательные эмоции.

Конфликт -  ( от лат. conflictus- столкновение) это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

      

  1. Плюсы и минусы конфликтов (ответы по группам на листочках):

Плюсы (слайд):

  • конфликт вскрывает “слабое звено” во взаимоотношениях;
  • дает возможность увидеть скрытые отношения;
  • дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
  • пересмотреть свои взгляды на привычное;
  • способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Минусы:

  • отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
  • нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины-ухудшение социально-психологического климата;
  • ухудшение качества работы - сложное восстановление деловых отношений;
  • представление о победителях или побежденных как о врагах;
  • временные потери - на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после конфликтных переживаний.
  1. Причины возникновения конфликтов

- а) В чем причина конфликта в мультфильме? (У каждого свой взгляд на происходящее)(слайд)

- б) Упражнение «Слухи»

- Я прошу выйти ко мне 5 добровольцев.

(Один остается, а четверо выходят за дверь и потом вызываются по очереди. Тот, который остался, слушает внимательно текст, а затем пытается его воспроизвести, следующему участнику, стоящему за дверью. Итак, доходит до 5-го участника, который должен будет рассказать всем донный слух.)

- Иван Петрович ждал вас и не дождался. Очень огорчился и просил передать, что он сейчас в главном здании решает вопрос насчет оборудования, кстати, возможно, японского. Должен вернуться к обеду, но если его не будет к 15 часам, то совещание нужно начинать без него. А самое главное, объявите, что всем руководителям среднего звена необходимо пройти тестирование в 20-й комнате в главном здании, в любое удобное время, но до 20 февраля.

 Вывод: с помощью этого упражнения мы увидели, что конфликты также могут возникать и из-за испорченной, неправильно понятой информации. (слайд)

 

в) Конфликтогены - слова, действия, поступки, которые могут  привести к конфликту - на слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом.

Упражнение «Дерево конфликтогенов»

- А теперь давайте на стикерах напишем  признаки конфликтогенного поведения.

Признака конфликтогенов поведения (слайд):

• открытое недоверие;

• перебивание другого человека;

• оценивание людей;

• ударение на  расхождениях между собой и другим человеком;

• стойкое нежелание признавать свои ошибки и чью-то  правоту;

• занижение вклада других людей и одновременное преувеличение своего вклада в общее дело;

• постоянное навязывание своей точки зрения другим;

• неискренность суждений;

• резкое ускорение темпа речи и внезапное окончание разговора;

• неумение выслушать и понять точку зрения другой стороны.

Пример конфликтогенных слов:

- Я не буду решать примеры.

Преобразующий вопрос:

- Что могло бы помочь тебе их решить?

- вывод: стараться не употреблять конфликтогены, чтобы не создавать конфликтной ситуации.  (Памятка «противоядий от конфликтов )

  1. А сейчас давайте разберемся, какая личность наиболее конфликтная? Конфликтность человека зависит еще и от темперамента. Вы все знаете, что выделяют четыре темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Давайте определим свой тип темперамента. (Тест на определение темперамента) (слайд)

1. Ваши сильные качества:

А) Рациональность.

Б) Уравновешенность.

В) Активность.

Г) Позитивность.

2. Ваши недостатки:

А) Нерешительность.

Б) Пассивность.

В) Непостоянство.

Г) Несерьезность.

3. В каком настроении вы находитесь чаще всего?

А) В пессимистичном.

Б) Спокойном.

В) Беспокойном, переменчивом.

Г) В хорошем.

4. Насколько вы общительны?

А) Необщителен.

Б) Малообщителен.

В) Средне общителен.

Г) Очень общителен.

Узнайте результаты:

А – меланхолик. Ваш преобладающий тип темперамента говорит о том, что вам сложно радоваться жизни и решать проблемы. Вы часто «зависаете» в неблагоприятных ситуациях и можете переживать их годами.

Вам рекомендуется выбирать такую сферу деятельности, где минимум негатива и максимум добра – работать с животными или цветами, а не в полиции, к примеру. Вам показано творчество и любая созидательная деятельность.

Б – флегматик. Если это про вас, то вы – человек слова, спокойный и уравновешенный. Старайтесь искать краски в жизни, ведь совсем без эмоций жить нельзя!

Общайтесь лишь с приятными людьми и занимайтесь тем, что приносит радость. И никого не слушайте, если вам пытаются навязать чужое мнение.

В – холерик. Вам стоит держать в руках свои эмоции, а бурную активность направлять в правильное русло. Держитесь подальше от всего, что несет негативную или деструктивную энергетику.

Активный отдых, спорт, туризм, творческая активность – это ваша среда. Жизнь по сценарию «работа-дом» разрушит вас и вашу жизнь.

Г – сангвиник. Вам повезло: сангвиники считаются самыми счастливыми. Направьте свой потенциал в доброе и правильное русло: помогайте людям, дарите им позитив и веру в то, что жизнь прекрасна.

Учтите, что «чистых» темпераментов практически не бывает.

Тест - лужа.

Преодоление лужи – преодоление конфликтных ситуаций.

  • Представим себе такую ситуацию: по улице идут четыре человека, а перед ними – большая, но совсем не глубокая лужа. Каждый из этих людей принадлежит к определенному типу характера: флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик. Вы, конечно, знаете, что в каждом человеке можно найти все черты характера, но один все равно будет преобладающим?

- Напишите на своих листочках, как бы вы поступили в этой ситуации.

  • Как поведут себя разные люди? Первым эту лужу заметит меланхолик и заранее построит свой маршрут так, чтобы обойти препятствие по самой кратчайшей траектории. Он, конечно, не будет перепрыгивать эту лужу, а просто свернет немного в сторону и "срежет угол".
  • Флегматик дойдет да самой лужи и очень спокойно обойдет ее, стараясь не испачкать обувь. При этом с любопытством будет разглядывать воду и отражения зданий.
  • Холерик, скорее всего, пройдет мимо решительным шагом, даже не поворачиваясь в сторону этого мелкого препятствия.
  • Ну а сангвиник, по всей вероятности, заметит лужу в последний момент. Может быть, где-то на середине лужи, ведь он очень занят разговором, и ему некогда смотреть по сторонам. Из воды он выйдет, отряхнется, при этом нисколько не расстроится и радостно двинется дальше, ни на минуту не прекращая болтать. Подумаешь, какая мелочь!

Вывод: Золотое правило лужи «Если что-то делаешь, то необходимо делать на 100 %. Если ты перепрыгиваешь, то помни, если недопрыгнешь 2% то ты окажешься в луже».

Поведение в конфликте по типу темперамента

  • Холерик - обладает повышенной возбудимостью, легко вовлекается в конфликт, но и быстро “остывает”.
  • Флегматик - трудно доступен для убеждения, трудно втянуть в конфликт, но и вывести из конфликта.
  • Меланхолик - долго помнит и переживает обиду.
  • Сангвиник - легко успокаивается, но ему нелегко бывает сдерживать свои чувства, поэтому он нередко провоцирует начало конфликта.

 

C какими представителями из мира животного мира можно сравнить четыре типа характера человека? (слайд)

  • Холерик.

Как вы думаете, какое животное очень энергичное, активное и всегда доминирует на своей территории? Тигр, лев,  конь, ротвейлер, немецкая овчарка.

  • Флегматик.

 Кто из животных любит комфорт и уют? Кошка,  которая так любит спать на подоконнике на солнышке или уютно сворачиваться калачиком у вас на коленях. А как она мурлыкает от удовольствия, даже вам становится очень спокойно и приятно!

  • Сангвиник.

У кого в природе яркая окраска и желание поболтать? Попугай («Я здесь!- кричит попугай.- Давай поговорим!»), щенок, который приносит радость в семью ( скорее всего, пудель).

  • Меланхолик.

Такой характер имеет золотая рыбка, которая живет в аквариуме (плавает по своим делам, проверяя, все ли в порядке. У нее склонности обо всем переживать и постоянно беспокоиться. Она чем-то похожа на меланхолика, который хочет, чтобы все было правильно.), или колибри – крошечная птичка, у которой всегда много забот.

8. Способы разрешения конфликта

 

ЧЕТЫРЕ способа разрешения КОНФЛИКТА:

1. Соперничество - высокая активность при нежелании сотрудничать (добиться цели любой ценой).

2. Избегание (Уход) - нет ни активности, ни желания сотрудничать (уводит разговор в сторону).

При этом выделяют наиболее типичные формы ухода:

• молчание;

• демонстративное удаление;

• обиженный уход; затаенный гнев;

• депрессия;

• игнорирование обидчика;

• едкие замечания по «их» поводу за «их» спиной;

• переход на чисто деловые отношения;

• индифферентное отношение;

• полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной.

3. Приспособление - отсутствие активности при явном желании сотрудничать (плывете по течению). Предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
4. Сотрудничество - высокая активность и выраженное желание сотрудничать.

(слайд №14) Способы поведения в конфликте при СОТРУДНИЧЕСТВЕ (Мы делили апельсин):

1. Дипломатия - вы стараетесь рассудить, кому апельсин нужнее.

2. Компромисс - чистите апельсин и делите поровну.

3. Воля судьбы. Тянете жребий.

4 Конструктивный поиск - узнать, кому и зачем нужен апельсин ( кого-то мучает жажда-сок, кто-то хочет есть - мякоть, кому –то кожура для цукатов, а третьему - косточки для дерева).

Наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако, любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
- Упражнение «Стили выхода из конфликта»

Разделиться на пять групп, каждой группе я раздам карточки со стилями выхода из конфликта. Вам надо написать письмо Незнайке от Знайки с отказом ему в полете на Луну, в том стиле поведения в конфликте, который вам попался. Другие должны угадать, какой это стиль. (Лист с прописанным стилем поведения)

Игра «Сказка о тройке»

Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе обозначение: А или В или С.

Затем ведущий сообщает задание: тройка должна вырабатывать общее решение – в какой цвет покрасить забор. Но ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного канала восприятия или передачи информации.

А – слепой, но слышит и говорит

В – глухой, но может видеть и двигаться

С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может двигаться

Участникам надо завязать глаза, заткнуть уши, привязать к стулу

Вопросы:
1. Сколько времени понадобилось тройкам на выработку общего решения?

2. Какую стратегию избрали участники в достижении цели?

3. Какие чувства испытывали?

4. Способы выхода из конфликтной ситуации.

РЕСТОРАН (рефлексия)

На доске приклеиваются картинка «Повар» и вопрос: «Насытились?», Участникам предлагается на отдельных карточках продолжить предложения:

  • Я съел бы еще этого ...
  • Больше всего мне понравилось ...
  • Я почти переварил ...
  • Этот ресторан ...
  • Я переел ...
  • Пожалуйста, добавьте ...

Карточки с ответами помещаются под вопросом; каждый участник может дать развернутый комментарий к своему ответу.

Скачать презентацию

Скачать памятку

  .

Категория: Семинары - практикумы | Добавил: Натуся1980
Просмотров: 72 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar